Тест литых дисков (Авторевю №15.2001) 23 November 2007 г.

 

 

 


Nardi (Италия)


Прогиб обода на 15 мм

 

 


Valbrem (Италия)


Прогиб обода на 13,5 мм


Nardi (Италия)


Прогиб обода на 15 мм

 

 


K&K (Россия)


Разрушение конструкции, поломка трех спиц

Римэкс (Россия)

Разрушение конструкции, полное отделение обода

 

 


Kруиз (Россия)


Прогиб обода на 6,5 мм

Риал (Германия)

Поломка закраины обода

 

 


Toora (Италия)


Прогиб обода на 18 мм

AEZ (Германия)

Прогиб обода на 11 мм

 

 


Kormetal (Турция)


Прогиб обода на 17 мм, мелкие трещины в центральной части (под декоративной крышкой)

Стандартное колесо ВАЗ-2108 (Россия)

Прогиб обода на 36 мм
Крушатся диски
Называть диски дисками вообще-то некорректно. Какой, например, диск у Запорожца — это вовсе один обод, а не диск. Поэтому в технической литературе, да и за рубежом, эти детали именуются только колесами. Однако не будем занудами и впредь станем использовать привычное нам "геометрическое" название.
Соблюдение геометрических параметров диска и его обода — залог того, что у диска не будет биения, шина сядет на него нормально, а из-за неправильного вылета не изменятся ездовые характеристики автомобиля. Прочность — дело понятное; если диск разрушится при случайном ударе, беды не миновать. А лишний вес колеса, во-первых, увеличивает так называемые неподрессоренные массы, что ухудшает плавность хода и негативно влияет на управляемость. А во-вторых, более тяжелый диск увеличивает расход топлива и ухудшает динамику автомобиля.
Для теста мы купили одиннадцать дисков отечественных и зарубежных производителей — из тех, что подходят к переднеприводным автомобилям ВАЗ. Модели выбирали по возможности с пятью спицами, размерности 5,5Jx13, то есть с посадочным диаметром 13 дюймов и шириной обода 5,5 дюйма, и с вылетом (расстоянием от плоскости крепления до центральной плоскости обода) в 35—38 миллиметров.

Откуда родом?

Охотней всего у нас покупают турецкие диски — привлекает большой выбор моделей, эффектный дизайн, относительно невысокая цена. Правда, турецкие изделия отличаются большой массой. Неплохо расходится и продукция российских предприятий.
Цены практически те же, внешний вид, как правило, хуже. Зато простаивающие предприятия оборонной промышленности могут  производить и продавать по безумно низким для европейского рынка  ценам такую роскошь, как магниевые диски или кованые из алюминиевых сплавов.
Дело в том, что кованые диски, как и поршни, можно сделать легче и прочнее литых. За рубежом и те, и другие очень дороги, и их ставят преимущественно на гоночные и спортивные автомобили.
А вот немецкие и итальянские диски у нас покупают не столь охотно — дорогие. Немногие владельцы "восьмерок" и "девяток" готовы раскошелиться на $120 за породистое колесо.

Все иностранные участники наших испытаний — это литые диски из алюминиевых сплавов. Среди "россиян" есть один кованый диск — это модель Круиз производства Красноярского металлургического завода.

Легок ли сплав?
Первый тест на соответствие геометрии все диски прошли без проблем. Правда, выяснилось, что вылет одного диска, проданного нам как подходящего для волжских переднеприводников, оказался не 35 мм, как утверждал продавец, а 32 мм. Плохо пробитые цифры маркировки помешали нам до промера выяснить истину.
При контрольном взвешивании вне конкуренции оказался диск из магниевого сплава Римэкс — всего 3770 граммов! Это неудивительно, потому что плотность магния в полтора раза меньше, чем у алюминия, и в 4,5 раза — чем у стали.
Самым легким из алюминиевых дисков, опередив литых собратьев, стал кованый Круиз. Кстати, более половины легкосплавных колес весят даже больше стандартного стального. А почти 7 кг диска AEZ тоже могут свидетельствовать о его нечистой родословной.

Каждый продаваемый в России легкосплавный диск обязан иметь сертификат, выдаваемый на основании результатов испытаний. Образцы должны выдержать определенный пробег на стенде с беговым барабаном, около миллиона циклов нагружения изгибающим моментом с вращением и испытание на косой удар. В сертификационной лаборатории, где проходят испытания и отечественные, и зарубежные изделия, нас уверили, что пройти первые два теста для современных дисков не проблема. А вот удар они часто не держат. Более того — иногда такие испытания не проводят вовсе...

Надо ли объяснять дальше, почему мы для наших испытаний выбрали именно косой удар?
Это испытание подобно краш-тесту для автомобиля. Как колесо поведет себя в аварийной ситуации при наезде на препятствие? Хорошо, если диск просто погнется, что позволит водителю не только совладать с автомобилем, но и продолжить поездку. А если от удара появится трещина в ободе, которая грозит потерей давления в шине? А если диск вообще разрушится?
Испытание на косой удар имитирует наезд автомобиля массой 1000 кг, движущегося со скоростью 60 км/ч, колесом на неподвижное препятствие, причем под углом 30 о. Так может случиться, например, когда автомобиль сносит передними колесами на бордюр или же он в заносе ударяется о него задним колесом. Кстати, угол выбран не случайно — американцы провели статистические исследования характерных аварий и выяснили, что средний угол наезда на препятствие составляет 27,6 градуса.

На испытуемый диск бортируют бескамерную шину наименьшего допустимого размера (в нашем случае это покрышки размерности 155/70 R13). Затем колесо крепится на стойке, выполняющей роль ступицы, — она наклонена к горизонтали на 30 градусов. Над колесом нависает груз массой 1000 килограммов, причем ударная болванка массой 100 килограммов отделена от основной части молота мощной пружиной — так имитируется работа подвески автомобиля. Высота падения груза определяется расчетным путем — исходя из заявленной производителем предельно допустимой нагрузки на колесо. Так как на большинстве из испытываемых нами колес маркировка нагрузки отсутствовала, то мы выбрали величину в 400 кг, что соответствует вазовским нормам для заднеприводных автомобилей. Поблажку сделали лишь для магниевого диска, который рассчитан на нагрузку в 380 килограммов.

Гнутся или ломаются?
Первым на "лобное место" водрузили колесо American Racing. И уронили на него молот с высоты двенадцать сантиметров. Результат — трещина закраины обода, то есть испытания этот диск не выдержал. А ведь, судя по маркировке, он рассчитан на нагрузку 1100 фунтов, то есть 500 килограммов! Вот и верь после этого надписям на колесах.
Затем под молот легло изделие итальянских мастеров. После удара обод диска Nardi прогнулся на 15 миллиметров, но не треснул — результат положительный. Почти так же повели себя диски Valbrem и CMS. А вот удар по отечественному диску К&К был глухим — молот словно в чем-то увяз. Сломаны три спицы! "Некачественное литье", — прокомментировали специалисты.

Действительно, на изломах невооруженным глазом были заметны раковины — мельчайшие пузырьки воздуха, оставшиеся внутри при литье. А ведь заявленная производителем нагрузка — не 400, а все 475 кг.

Следующим под молот лег магниевый Римэкс. На него мы, честно говоря, возлагали большие надежды. Ведь он такой легкий... Но рухнувший (с меньшей высоты, чем на другие колеса!) молот разрушил наши надежды. Полный провал! Обод вместе с шиной оказался на полу, в то время как центральная часть диска осталась на ступице. Хотя удар был щадящим — из расчета заявленной производителем нагрузки в 380 кг.
Зато кованый Круиз оказался настолько прочным, что удар тысячекилограммового молота лишь на 6,5 миллиметра погнул закраину обода. Такое колесо после испытаний еще можно на автомобиль поставить!
А вот у немецкого диска Rial не выдержала закраина — обломилась.

В результате шина не только спустила, но и разбортировалась. По характеру излома видно, что причина разрушения — слишком тонкая стенка закраины.
Остальные участники испытаний вышли сухими из воды, прогнувшись под ударами на 11—18 миллиметров. А как же трещины в центральной части диска Kormetal? "Они незначительны, поэтому считайте, что Kormetal тоже выдержал испытания", — ответили инженеры лаборатории.
И в заключении на лобное место легло стандартное стальное колесо. Удар! Закраина обода, потянув за собой приваренный диск, смялась очень сильно — на 36 миллиметров. Но, с другой стороны, сварное соединение диск—обод не разрушилось, шина не спустила, а значит, и это колесо испытание выдержало.

Чем прочнее, тем...
Нет, не лучше. Однозначно сказать, что самое стойкое в наших испытаниях кованое колесо Круиз предпочтительнее других, нельзя. Дело в том, что его минимальная деформация при ударе на дороге обернется более существенными повреждениями деталей подвески и кузова автомобиля. Другое дело — спортивный или тюнинговый автомобиль с увеличенной энергоемкостью подвески. Для него легкие и прочные кованые колеса — то, что надо.
А для стандартного автомобиля лучше всего подойдут легкие, прочные и в меру пластичные колеса. Такими оказались все "итальянцы". Но у них есть существенный недостаток — высокая цена. Вот вам еще один пример того, что хорошие вещи дешевыми не бывают.
Но если с деньгами проблемы, а вы все же мечтаете о красивых колесах, то выход один — покупать продукцию турецких заводов.

Правда, придется смириться с тем, что неподрессоренные массы вашего автомобиля возрастут на два-три килограмма.
А отечественные колеса Римэкс и К&К мы бы покупать вообще не советовали.

Результаты испытаний

Производитель

Страна изготовления

Сплав

Технология производства

Масса, г

Вылет заявленный/ фактический, мм

Состояние после испытания на удар

Соответствие требованиям испытаний на удар

Римэкс

Россия

магниевый

литье

3770

35/35

поломка всех пяти спиц, полное отделение обода от диска

нет

Круиз

Россия

алюминиевый

ковка

4770

35/35

прогиб обода — 6,5 мм

да

К&К

Россия

алюминиевый

литье

6200

38/38

поломка трех спиц

нет

Valbrem

Италия

алюминиевый

литье

5850

35/35

прогиб обода — 13,5 мм

да

American Racing

CША

алюминиевый

литье

5180

35/35

трещина на внешней закраине обода, прогиб — 10 мм

нет

Nardi

Италия

алюминиевый

литье

6270

38/37

прогиб обода — 15 мм

да

AEZ

Германия

алюминиевый

литье

6950

35/33,5

прогиб обода — 11 мм

да

Rial

Германия

алюминиевый

литье

5350

38/38

облом закраины обода

нет

CMS

Турция

алюминиевый

литье

6500

35/35

прогиб обода — 12 мм

да

Kormetal

Турция

алюминиевый

литье

6700

32/32

прогиб обода — 17 мм, незначительные трещины в центральной части диска

да

Toora

Италия

алюминиевый

литье

6150

38/36

прогиб обода — 18 мм

да

ВАЗ

Россия

сталь

штамповка

6000

38/38

прогиб обода — 36 мм

да

 



© 2004 - FOX WHEELS SHOP
г. Киев:
+38 (050) 471-61-71
ГЛАВНАЯНОВИНКИДИСКИШИНЫГАЛЕРЕЯНОВОСТИСТАТЬИ ОПЛАТАДОСТАВКАКОНТАКТЫ